Знамя коммунизма. 1960 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)
З Н А М Я К О М М У Н И З М А 7 декабря 1960 г., № 145 (2931) С уОИО|) ПЫ0 И р II Ч (‘ 1 Ы ••-родии рР.ШГНОЗ- ным предр ассуд- кам. Как и [н\шгин. г у перин это вера в то, чего па са мом доле нот, ч го явлнотс я продуктом человечно кого во ображения, Кора в приметы появилась в первобытном обществ!' и не разрывно снизана с религиоз ными верованиями. Жизнь лю дей тогда всецело зависела от случая; от успеха в собирании съедобных корпел и ягод, от удачи на охоте, рыбной ловле н т. д. Первобытный человек полагал, что все происходящее зависит от многочисленных духов, которыми его воображе ние заселило природу. К ним он н обращался за помощью. Обо всем окружающем пер вобытные люди судили обычно по сходству, Они думали, что внешнее сходство между раз личными явлениями свидетель ствует о внутренней связи между ними. Например, чтобы добиться удачной охоты, охот ники отсталых племен Австра лии, прежде чем отправиться на промысел, рисовали на пе ске животное и пронзали ри сунок копьем. Земледельче ские племена, чтобы вызвать дождь, лили воду с крыш сво их хижин, вскрывали вену и выпускали кровь, разбрасыва ли пух, который символизиро вал облака, и 1 . д. Этим они думали побудить природу г нодобпым же денелвиям. .Многие, из л гпх суеверных представлений дошли до наше го времени. Например, еще не сколько десятилетий назад крестьяне в некоторых дерев нях перед посевом надевали чистое белье: таким же чи стым от сорняков, как они по лагали, дол,кип было остаться и их поле. И капустные гряды иногда зарывались боль шие круглые камни: кочаны капусты должны были уро диться 1 акнми же тупыш, как п камни. Девушки перед посе вом льна расчесывали косы, чтобы лен вырос таким же длинным, как и их волосы, и т. д. Считалось, что встреча с человеком, несущим пустые ведра, означает «пустоту», не удачу в жизни (отсюда и по говорка: «Чтоб тебе пусто бы ло!»). Полные же ведра, на оборот, предвещают якобы ис полнение желаний, удачу, ус пех, «полноту жизни». Пере бежавшая дорог} черная кош Беседы на антирелигиозные темы О В Е Р Е В П Р И М Е Т Ы ка служила «предвестником не счастья». Черный цвет считал ся в первобытные времена «не счастливым». ибо темнота но чи была полна опасностей. Несколько поднес, когда люди начали учиться считать п возникло представление о числах, появились суеверия, связанные со «счастливыми» и «несчастливыми» числами Следы подобных представ лений сохранились до сего времени У греков считается, что существует семь чудес ми ра, семь мудрецов. Счастливый человек, как мы шутим до сих пор, чувствует себя на седь мом небе. Об этом же говорят русские поговорки: «У семи нянек дитя без глазу». «Семь раз отмерь, а один раз отрежь». «Семеро одного не ждут». Не понятные вещи называют «кни гой за семью печатями». Число «13» называют «чер товой дюжиной», считают «не счастливым». На улицах мно гих городов Западной Европы нет домов с номером 13, а в гостиницах и па пароходах люди избегают жить в «не счастливом» номере. К а к ни странно, но и сейчас есть еще люди, опасающиеся разбитого зеркала, встречи с черной кош кой и человеком с пустыми ведрами. Некоторые охотники все еще верят, что если заяц перебежал дорогу, то охотить ся уже не имеет никакого смысла: все равно будут осеч ки н промахи, Всякому здравомыслящему человеку должаю быть ясно, что в действительности ника кой связи между пустыми ведрами, зайцем, черной кош кой, перебежавшей дорогу, и делами человека, конечно, не существует н не может суще ствовать. Пи счастья, ни не счастья людям эти явления принести не могут. Вера в приметы приносит людям вред, так как неправильно их ори ентирует, толкает их на не верные поступки. Существуют, однако, при меры, которые не лишены ра зумных оснований. Это— так называемые народные или жи тейские приметы. В них отра жается опыт, накопленный людьми. Старые люди, напри мер. говорят: «снег глубок— хлеб хорош», «зима без снегу — не быть хлебу», «сильная ночная роса— к ясному дню», «чистый закат солнца— к вед ру», «красная заря— жди не настья», «ласточки низко ле тают— быть дождю», «кости ломит (у ревматиков)— к непо годе» II т. II. Большая часть таких при мет правильно подмечает за висимость между явлениями. Например, когда в иоле много снега, то весной почва забирает большое количество влаги, что повышает урожайность Окрас ка вечерней и утренней зари за висит от количества водяных паров, содержащихся в атмо сфере: чем больше паров, тем краснее будет цвет зари, что, возможно, принесет ненастье. Чистый же закат, переходя щий у горизонта в желтый цвет, свидетельствует о малом содержания паров в атмосфер ном воздухе. Это предвещает хорошую погоду без дождей. Перед'дождем обычно повыша ется влажность воздуха, уве личивается атмосферное дав ление. Поэтому поврежденные или нездоровые суставы п ко сти начинают «ныть». Некоторые народные приме ты опираются также па наблю дения за поведением насеко мых, птиц, животных. Они то же могут быть научно объяс нены. Например, у муравьев, пчел и других насекомых вы работалась тонкая чувстви тельность к изменениям пого ды. Ненастная погода, засти гающая их на большом рас стоянии от обиталища, озна чает для них гибель. Поэто му, когда пчелы не вылетают из улья, а муравьи прекра щают свою возню около мура вейника, это действительно мо жет служить признаком пред стоящего ухудшения погоды. Однако народные приметы не могут служить основой предвидения. Да в этом сей час нет и надобности. В на шем распоряжении имеются научные прогнозы, которые опираются на знание законов развития природы п общества, па глубокий анализ явлений и носят поэтому достоверный характер. Научное предвидение отли чается точностью, достоверно стью. Тому, кто владеет на учными познаниями, вера в приметы не нужна! Л. Друянов, кандидат философских наук. Звон колокольный. Звон застольный. вот и кончился праздник престольный. • Ш н и га для каждой семьи | ) Самое драгоценное у че- • =ловека—его здоровье. З д о -) Iровье это работоспособность 1 • надолго сохраненная моло - \ !дость, долголетие. ] ( Чтобы помочь советском у; (человеку сохранить свое) |здоровье, правильно исполь- ? (зовать при заболевании все; I предоставляемые ему совет- ) |скйм здравоохранением воз- \ • можности, помочь ему вы -; •растить физически креп ких,) (здоровых, жизнерадостны х| | детей, Государственное на -, ручное издательство „С овет-) ! ская энциклопедия" го тови т! ) к вы пуску к н и гу—„Популяр ; | ная медицинская энциклопе-) ;д и я “ . ! ) В подготовке кни ги принищ =мают участие видные ученые) ; медики. I 1 Популярная медицинская! ! энциклопедия выйдет из пе-1 ( чати в первом квартале 196! | В Москве начала свою работу международная Пагуошская конференция ученых по разоружению и обеспечению безопас ности. На снимке: участники конференции (слева направо) член-корреспондент Академии наук СССР В. С. Емельянов и академики Н. Н. Боголюбов и А) А. Благонравов. Фотохроника ТАСС. -------------------------------* Я— -------- -------------- ■— П и с ь м а в р е д а к ц и ю Животноводы собрались на читательскую конференцию Недавно па свиноферме пер -1 Затем животноводы взяли вой комплексной бригады кол хоза «Свободный сокол» была проведена читательская кон ференция па тему: «За 36 по росят п год от одной свино матки». Па конференцию соб ралось 11 человек-—работни ки фермы. Все присутствующие приня ли активное участие в обсуж дении вопросов: «Опыт работы II. Н. Косьяновоп», «Пути увеличения продуктивности животных», «Паши задачи в области животноводства». Мно гие участники конференции выступили с рассказами о своей работе: здесь же зашел разговор о кормлении живот ных, об оплате трудодней, о трудовой дисциплине. книги с организованной здесь же выставки. Анна Юрова и Алевтина Короткова, напри мер, пожелали поглубже по знакомиться с методом работы II, И, Косьяповой. Нм был* предложена брошюра, автор которой сама передовая сви нарка. Труженики фермы решили, что проведен по бесед на про изводственные темы— нужное и полезное дело. И теперь такие беседы они устраивают нередко сами. Организуют громкие читки ветфельдшер II. Горбунов, свинарка А. Юро ва и другие животноводы фер мы. М . Прохорова, заведующая Замартыновской сельской библиотекой. П е р в о е в ы с т у п л е н и е В комбинате бытового об служивания населения недав но был организован кружок художественной самодеятель ности. Его участники под ру ководством художественного руководителя районного Дома культуры Т, Бугаковой разра ботали интересную и разнооб разную программу. В нее во шло много новых песен совет ских авторов, русские хоровые народные песни, художествен ное чтение, инсценировки. Первое выступление состоя лось 5 декабря. Оно было ус пешным для молодого коллек тива. Зрителям понравились многие номера концерта. Осо бенно тепло были встречены, выступления Клавдии Красни ковой, Клавдии Веревкиной, Марии Золотаревой и других молодых солистов. Н . Васильев. Н е ч у т к и й п р о д а в е ц 2 декабря я вместе с сест рой пошел за керосином в По- ройскнй магазин, которым за ведует Р. М. Ильина. Кроме нас, за керосином пришло еще .много людей. Образовалась очередь. Но как только немного стемнело, продавец Ильина повесила на бак с керосином замок и перестала торговать. Мы и другие покупатели, про стояв долгое время, пошли домой с пустыми бидонами. ' Почему так случилось? Не ужели Ильина не могла от пустить керосин всем покупа телям''' Обидно нам показа лось это, и вот я решил напи сать об этом в газету. И в ан Фролов, учащийся Н е б у д е т л и т а к и в д е к а б р е ? В Вешаловском сельском клубе висел план показа ки нофильмов на ноябрь. В нем были указаны, например, та кие кинокартины, ка к «Если бы камни говорили», «Натрое с «Кометы», «Жених для Лау ры» и другие. Но эти фильмы почему-то не демонстрирова лись, а вместо них показы вались другие, причем ужр- не в первый раз. Не повторится ли такая история и в декабре? А . П е н к и н , Р. Л о к те в а . Р ед а к то р А . Б Р А И Л О . Адрес редакции: Трубетчино, Липецкой области, ул. Советская, 40. Телефоны: редактора, зам. редактора, зав. сельхозотделом 0 77, общий 0 70 Трубетчинская типография Липецкого областного управления культуры Тираж 2330 Заказ 1032
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz