Знамя коммунизма. 1960 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

Знамя коммунизма. 1960 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

З Н А М Я К О М М У Н И З М А 7 декабря 1960 г., № 145 (2931) С уОИО|) ПЫ0 И р II Ч (‘ 1 Ы ••-родии рР.ШГНОЗ- ным предр ассуд- кам. Как и [н\шгин. г у перин это вера в то, чего па са­ мом доле нот, ч го явлнотс я продуктом человечно кого во­ ображения, Кора в приметы появилась в первобытном обществ!' и не­ разрывно снизана с религиоз­ ными верованиями. Жизнь лю­ дей тогда всецело зависела от случая; от успеха в собирании съедобных корпел и ягод, от удачи на охоте, рыбной ловле н т. д. Первобытный человек полагал, что все происходящее зависит от многочисленных духов, которыми его воображе­ ние заселило природу. К ним он н обращался за помощью. Обо всем окружающем пер­ вобытные люди судили обычно по сходству, Они думали, что внешнее сходство между раз­ личными явлениями свидетель­ ствует о внутренней связи между ними. Например, чтобы добиться удачной охоты, охот­ ники отсталых племен Австра­ лии, прежде чем отправиться на промысел, рисовали на пе­ ске животное и пронзали ри­ сунок копьем. Земледельче­ ские племена, чтобы вызвать дождь, лили воду с крыш сво­ их хижин, вскрывали вену и выпускали кровь, разбрасыва­ ли пух, который символизиро­ вал облака, и 1 . д. Этим они думали побудить природу г нодобпым же денелвиям. .Многие, из л гпх суеверных представлений дошли до наше­ го времени. Например, еще не­ сколько десятилетий назад крестьяне в некоторых дерев­ нях перед посевом надевали чистое белье: таким же чи­ стым от сорняков, как они по­ лагали, дол,кип было остаться и их поле. И капустные гряды иногда зарывались боль­ шие круглые камни: кочаны капусты должны были уро­ диться 1 акнми же тупыш, как п камни. Девушки перед посе­ вом льна расчесывали косы, чтобы лен вырос таким же длинным, как и их волосы, и т. д. Считалось, что встреча с человеком, несущим пустые ведра, означает «пустоту», не­ удачу в жизни (отсюда и по­ говорка: «Чтоб тебе пусто бы­ ло!»). Полные же ведра, на­ оборот, предвещают якобы ис­ полнение желаний, удачу, ус­ пех, «полноту жизни». Пере­ бежавшая дорог} черная кош­ Беседы на антирелигиозные темы О В Е Р Е В П Р И М Е Т Ы ка служила «предвестником не­ счастья». Черный цвет считал­ ся в первобытные времена «не­ счастливым». ибо темнота но­ чи была полна опасностей. Несколько поднес, когда люди начали учиться считать п возникло представление о числах, появились суеверия, связанные со «счастливыми» и «несчастливыми» числами Следы подобных представ­ лений сохранились до сего времени У греков считается, что существует семь чудес ми­ ра, семь мудрецов. Счастливый человек, как мы шутим до сих пор, чувствует себя на седь­ мом небе. Об этом же говорят русские поговорки: «У семи нянек дитя без глазу». «Семь раз отмерь, а один раз отрежь». «Семеро одного не ждут». Не­ понятные вещи называют «кни­ гой за семью печатями». Число «13» называют «чер­ товой дюжиной», считают «не­ счастливым». На улицах мно­ гих городов Западной Европы нет домов с номером 13, а в гостиницах и па пароходах люди избегают жить в «не­ счастливом» номере. К а к ни странно, но и сейчас есть еще люди, опасающиеся разбитого зеркала, встречи с черной кош­ кой и человеком с пустыми ведрами. Некоторые охотники все еще верят, что если заяц перебежал дорогу, то охотить­ ся уже не имеет никакого смысла: все равно будут осеч­ ки н промахи, Всякому здравомыслящему человеку должаю быть ясно, что в действительности ника­ кой связи между пустыми ведрами, зайцем, черной кош ­ кой, перебежавшей дорогу, и делами человека, конечно, не существует н не может суще­ ствовать. Пи счастья, ни не­ счастья людям эти явления принести не могут. Вера в приметы приносит людям вред, так как неправильно их ори­ ентирует, толкает их на не­ верные поступки. Существуют, однако, при­ меры, которые не лишены ра­ зумных оснований. Это— так называемые народные или жи­ тейские приметы. В них отра­ жается опыт, накопленный людьми. Старые люди, напри­ мер. говорят: «снег глубок— хлеб хорош», «зима без снегу — не быть хлебу», «сильная ночная роса— к ясному дню», «чистый закат солнца— к вед­ ру», «красная заря— жди не­ настья», «ласточки низко ле­ тают— быть дождю», «кости ломит (у ревматиков)— к непо­ годе» II т. II. Большая часть таких при­ мет правильно подмечает за­ висимость между явлениями. Например, когда в иоле много снега, то весной почва забирает большое количество влаги, что повышает урожайность Окрас­ ка вечерней и утренней зари за­ висит от количества водяных паров, содержащихся в атмо­ сфере: чем больше паров, тем краснее будет цвет зари, что, возможно, принесет ненастье. Чистый же закат, переходя­ щий у горизонта в желтый цвет, свидетельствует о малом содержания паров в атмосфер­ ном воздухе. Это предвещает хорошую погоду без дождей. Перед'дождем обычно повыша­ ется влажность воздуха, уве­ личивается атмосферное дав­ ление. Поэтому поврежденные или нездоровые суставы п ко­ сти начинают «ныть». Некоторые народные приме­ ты опираются также па наблю­ дения за поведением насеко­ мых, птиц, животных. Они то­ же могут быть научно объяс­ нены. Например, у муравьев, пчел и других насекомых вы­ работалась тонкая чувстви­ тельность к изменениям пого­ ды. Ненастная погода, засти­ гающая их на большом рас­ стоянии от обиталища, озна­ чает для них гибель. Поэто­ му, когда пчелы не вылетают из улья, а муравьи прекра­ щают свою возню около мура­ вейника, это действительно мо­ жет служить признаком пред­ стоящего ухудшения погоды. Однако народные приметы не могут служить основой предвидения. Да в этом сей­ час нет и надобности. В на­ шем распоряжении имеются научные прогнозы, которые опираются на знание законов развития природы п общества, па глубокий анализ явлений и носят поэтому достоверный характер. Научное предвидение отли­ чается точностью, достоверно­ стью. Тому, кто владеет на­ учными познаниями, вера в приметы не нужна! Л. Друянов, кандидат философских наук. Звон колокольный. Звон застольный. вот и кончился праздник престольный. • Ш н и га для каждой семьи | ) Самое драгоценное у че- • =ловека—его здоровье. З д о -) Iровье это работоспособность 1 • надолго сохраненная моло - \ !дость, долголетие. ] ( Чтобы помочь советском у; (человеку сохранить свое) |здоровье, правильно исполь- ? (зовать при заболевании все; I предоставляемые ему совет- ) |скйм здравоохранением воз- \ • можности, помочь ему вы -; •растить физически креп ких,) (здоровых, жизнерадостны х| | детей, Государственное на -, ручное издательство „С овет-) ! ская энциклопедия" го тови т! ) к вы пуску к н и гу—„Популяр ; | ная медицинская энциклопе-) ;д и я “ . ! ) В подготовке кни ги принищ =мают участие видные ученые) ; медики. I 1 Популярная медицинская! ! энциклопедия выйдет из пе-1 ( чати в первом квартале 196! | В Москве начала свою работу международная Пагуошская конференция ученых по разоружению и обеспечению безопас­ ности. На снимке: участники конференции (слева направо) член-корреспондент Академии наук СССР В. С. Емельянов и академики Н. Н. Боголюбов и А) А. Благонравов. Фотохроника ТАСС. -------------------------------* Я— -------- -------------- ■— П и с ь м а в р е д а к ц и ю Животноводы собрались на читательскую конференцию Недавно па свиноферме пер -1 Затем животноводы взяли вой комплексной бригады кол­ хоза «Свободный сокол» была проведена читательская кон­ ференция па тему: «За 36 по­ росят п год от одной свино­ матки». Па конференцию соб­ ралось 11 человек-—работни­ ки фермы. Все присутствующие приня­ ли активное участие в обсуж­ дении вопросов: «Опыт работы II. Н. Косьяновоп», «Пути увеличения продуктивности животных», «Паши задачи в области животноводства». Мно­ гие участники конференции выступили с рассказами о своей работе: здесь же зашел разговор о кормлении живот­ ных, об оплате трудодней, о трудовой дисциплине. книги с организованной здесь же выставки. Анна Юрова и Алевтина Короткова, напри­ мер, пожелали поглубже по­ знакомиться с методом работы II, И, Косьяповой. Нм был* предложена брошюра, автор которой сама передовая сви­ нарка. Труженики фермы решили, что проведен по бесед на про­ изводственные темы— нужное и полезное дело. И теперь такие беседы они устраивают нередко сами. Организуют громкие читки ветфельдшер II. Горбунов, свинарка А. Юро­ ва и другие животноводы фер­ мы. М . Прохорова, заведующая Замартыновской сельской библиотекой. П е р в о е в ы с т у п л е н и е В комбинате бытового об­ служивания населения недав­ но был организован кружок художественной самодеятель­ ности. Его участники под ру­ ководством художественного руководителя районного Дома культуры Т, Бугаковой разра­ ботали интересную и разнооб­ разную программу. В нее во­ шло много новых песен совет­ ских авторов, русские хоровые народные песни, художествен­ ное чтение, инсценировки. Первое выступление состоя­ лось 5 декабря. Оно было ус­ пешным для молодого коллек­ тива. Зрителям понравились многие номера концерта. Осо­ бенно тепло были встречены, выступления Клавдии Красни­ ковой, Клавдии Веревкиной, Марии Золотаревой и других молодых солистов. Н . Васильев. Н е ч у т к и й п р о д а в е ц 2 декабря я вместе с сест­ рой пошел за керосином в По- ройскнй магазин, которым за­ ведует Р. М. Ильина. Кроме нас, за керосином пришло еще .много людей. Образовалась очередь. Но как только немного стемнело, продавец Ильина повесила на бак с керосином замок и перестала торговать. Мы и другие покупатели, про­ стояв долгое время, пошли домой с пустыми бидонами. ' Почему так случилось? Не­ ужели Ильина не могла от­ пустить керосин всем покупа­ телям''' Обидно нам показа­ лось это, и вот я решил напи­ сать об этом в газету. И в ан Фролов, учащийся Н е б у д е т л и т а к и в д е к а б р е ? В Вешаловском сельском клубе висел план показа ки­ нофильмов на ноябрь. В нем были указаны, например, та­ кие кинокартины, ка к «Если бы камни говорили», «Натрое с «Кометы», «Жених для Лау­ ры» и другие. Но эти фильмы почему-то не демонстрирова­ лись, а вместо них показы­ вались другие, причем ужр- не в первый раз. Не повторится ли такая история и в декабре? А . П е н к и н , Р. Л о к те в а . Р ед а к то р А . Б Р А И Л О . Адрес редакции: Трубетчино, Липецкой области, ул. Советская, 40. Телефоны: редактора, зам. редактора, зав. сельхозотделом 0 77, общий 0 70 Трубетчинская типография Липецкого областного управления культуры Тираж 2330 Заказ 1032

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz