Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

24 марта 1985 г., № 70 (17 167) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ РАБОТА У НИХ ТАКАЯ КРЫЛЬЯ НА Д ЕЖДЫ В минувшем году в отделение санавиации областной больницы поступило 1062 вызова. Врачи санавиации оказали помощь 3298 больным. Только на аренду авиатранспорта израсходовано 90 тысяч рублей. А в т о м о б и л ь с кр ас ­ ным крестом на две р­ це резко за торм озил у здания аэ ропорт а. Моло­ дой человек с чемоданчиком ско рым ш агом нап равился к ждущему его самолету. И вот уже машина, набрав вы­ соту, скрывается за горизон­ том. С момента тревожного звонка, поступившего из дальнего района в отделе­ ние санавиации областной больницы, не прошло и ча­ су. И хотя время не поте­ ряно впустую, сейчас ему особый отсчет, особая врачами, координирующей работу наземного . санитар­ ного транспорта и авиации.. От четких действий и пра­ вильных решений сидящего здесь у телефонов и днем и ночью дежурного зависит скорость, оперативность помощи. — По экстренным вызо­ вам летают врачи десятков специальностей, — расска­ зывает заместитель глав­ врача больницы П. И. Ро- зенгафт, — однако значи­ тельная нагрузка этой зи­ мой легла на детских вра- цена. Почти осязаемо чув-* чей: дети тяжело переносят ’ ствуют эти уходящие секун­ ды и минуты и врач, сидя­ щий в салоне самолета, и экипаж машины, й ждущие их там, внизу, люди. Каза­ лось бы, экстренные вызо­ вы должны быть для них в порядке вещей —* недаром ведь создано отделение санавиации — однако, отно­ ситься к ним по буднично­ му привычно ни врачи, ни пилоты так и не научились; каждый раз речь идет о жизни человека. Отделение санавиации, а правильнее — отделение экстренной и плановой кон­ сультативной помощи — не похоже на лечебное заве­ дение в нашем привычном представлении. Небольшой штат — шесть врачей да пять фельдшеров, скромное помещение — всего две комнаты в одном из корпу­ сов областной больницы. Нет ни палат, ни больнич­ ных коек. И все нее оно — одно из самых крупных: в зависимости от того, какая помощь требуется постра­ давшему, сюда для работы привлекаются 179 врачей- консультантов различного профиля, а это персонал больницы почти на тысячу мест! Ну, а те две комнаты — что-то вроде диспетчер­ ской, осуществляющей связь между пунктом вызова и грипп, другие вирусные за­ болевания. Впрочем, не только в инфекционных бо­ лезнях дело. К сожалению, экстренные меры часто приходится принимать по­ тому, что у Иных родителей ребенок предоставлен сам себе. А тут уж жди беды... И вот мы беседуем с вра­ чом отделения реанимации областной детской больни­ цы И. А. Юриным. Он мо­ лод — 26 лет. Понятно, и стаж работы еще невелик, однако ему чаще других доверяют участие в экстрен­ ных вылетах. Почему? «Энергичен, инициативен, умеет , быстро ориентиро­ ваться в сложной обстанов­ ке и принимать верные решения. И, разумеется, специалист хороший», — таково мнение заведующе­ го отделением В. Ю. Плот­ никова. Только что закончилась очередная операция, и Игорь Анатольевич позволил себе немного расслабиться: удоб­ ная поза в кресле, стериль­ ная маска сдвинута на под­ бородок. У моего собесед­ ника бледное, осунувшееся лицо, левая рука согнута в локте, зажимая ватный тампон: пятнадцать минут назад в ходе операции сроч­ но потребовалось перелить ребенку свежую кровь. Обычно, когда упоминают реанимацию, у многих лю­ дей в глазах невольно мель­ кает испуг: мол, плохи. де­ ла. Что ж, действительно, с пустяками сюда не попа­ дают. И все же повода для отчаяния нет. Ведь 85 про­ центов пациентов врачи от­ деления возвращают к жиз­ ни. Таким результатом мо­ гут гордиться и специали­ зированные клиники. — Какой случай запом­ нился особенно ярко? — И. А. Юрин невесело улыбнул­ ся. -— К сожалению, лег­ ких случаев у реаниматоло­ гов не бывает, а все труд­ ные помнятся долго... Да вот хотя бы этот. Памятен он сразу по двум Причи­ нам: и потому, что несмот­ ря на одобую тяжесть, ис­ ход был удачным, и пото­ му, что сам я только начи­ нал работать. В одном из сел Добров- ского района мальчишки за­ теяли опасную игру; броси­ ли в костер агрегат от сло­ мавшегося холодильника. Нагревшись, сжиженный фре­ он взорвался с грохотом гранаты... Увы, и жертвы были, кай от боевого оружия: одному из ребят перебило обе ноги, он потерял много крови. Когда врачи прибыли в больницу в Петровском, было ясно: только немедленная операция спасет ребенка. Здесь же ор­ ганизовали забор крови у доноров, мальчика — сра­ зу на стол... Закончили толь­ ко в пять утра. На следую­ щий день — в гипс, и сюда, в областную детскую боль­ ницу. Через полтора меся­ ца маленький пациент уже ходил самостоятельно... Но не только искусство врачей решает успех дела. Санавиация — это еще и самолеты, а значит — и люди, поднимающие их в небо. И хотя у пилотов и врачей работа такая разная, когда поступает экстренный вызов, их объединяет одна, общая задача: как можно быстрее прийти на помощь. Потому-то для дежурства на АН-2, выделенном сан­ авиации, подбираются са­ мые опытные, самые надеж­ ные пилоты.; Такие, напри­ мер, как Сергей Михайло­ вич Карпухин и Александр Сергеевич Пололин. У каж­ дого по 5,5 тысячи часов налету, каждый имеет до­ пуск 250x3, что дает право поднимать машину в воздух при высоте облачности до 250 метров и видимости до трех километров. — Летчик санавиации просто обязан быть в своем деле мастером — считает С. М. Карпухин. — Ведь бетонированные посадочные полосы или хотя бы поле­ вые аэродромы — это не для нас. Порой приходится самостоятельно с воздуха подбирать «пятачок» для посадки. Зимой еще куда ни шло: на лыжах по снегу самолет проскочит неров­ ности. А в весеннюю рас­ путицу, когда земля набух­ ла от воды и превратилась в кашу? И в эту кашу надо посадить машину, причем непременно поближе к трассе, чтобы быстрее до­ ставить больного из сани­ тарного автомобиля 4 в са­ молет! Непросто дается и обратный путь. Спасибо, диспетчеры обеспечивают прямой воздушный кори­ дор, чтобы до минимума сократить расстояние. Ну, а летчик выбирает опти­ мальный режим полета, чтобы машина шла ровно, без тряски. Так и больному легче, и врачу удобнее ра­ ботать: нередко, уже в воз­ духе начинается лечение. Пилоты умолчали о том, что порой вылетают они в обратный путь и тогда, ког­ да по всем инструкциям следует «отсидеться». Но разве до сухих параграфов наставлений, когда на ча­ ше весов — живое челове­ ческое сердце... И машина поднимается в воздух, дер­ жа курс «по столбам», как говорят летчики, имея в ви­ ду, что лететь приходится очень низко. ...В кабинете командира эскадрильи раздался рез­ кий звонок телефона. «Го­ ворит санавиация»'... Зна­ чит, закончилась наша бе­ седа. Сейчас времени — особая цена... О. СЕРГЕЕВ.' — ДНЕВНИК ИСКУССТВ----- ЧУДО ПЕРЕВОПЛОЩЕН И Я Как-то незамеченными ши­ рокой общественностью про­ шли в Липецке непродолжи­ тельные гастроли заслуженной артистки республики Елены Са- поговоЙ. Наверное, об этом следует только сожалеть. И потому, что актриса принадле­ жит к той группе активных хранителей и популяризаторов русского фольклора, встречи с которыми обогащают зрителей и знакомят их с истоками рус­ ской национальной культуры. И потому ,что такие встречи бывают чрезвычайно редко, как редко встречаются сегодня и сами исполнители былин, пла­ чей, заговоров. Веками приро­ да отбирала необходимые ска­ зателям' качества, но так же за века и растерялись они, ког­ да у общества прошла нужда в сказителях, а на смену им пришло профессиональное те­ атральное искусство, появи­ лись перо и бумага. Право же, думается, что большой город, в котором есть немало музыкаль- ных школ, музыкальное учили­ ще, большой отряд интеллиген­ ции, просто обязан был про­ явить интерес к выступлениям артистки, знакомящей нас с за­ мечательными произведениями, созданными русским народом на заре своего развития. Ведь в репертуаре Е. Сапоговой есть произведения, созданные в XII—XIII веках!* Это был интересный й при­ мечательный вечер. Как бы подтверждая слова великого Н. В. Гоголя о том, что песня сопровождает русского челове­ ка в течение всей его жизни, актриса ссоответственно вы­ строила программу концерта. Она начинает его старинными песнями, которые складывал народ в честь великого чуда— рождения новой жизни, затем переходит К произведениям об­ рядового характера, веселым скоморошийам, бытовым за­ говорам и заканчивает цикл прощальным плачем - помина­ нием. Если попытаться выделять какую-то общую черту, свойст­ венную всем исполняемым пес­ ням, независимо от их характе­ ра, то, наверное, это будет уди­ вительная поэтичность языка, яркость и впечатляющая соч­ ность образов. Разумеется, все это — очень разные образы. Радостные, светлые — в одних произведениях, лукавые и озор­ ные — в других, печальные, рвущие душу тоскливой безыс­ ходностью — в третьих. Но прежде всего—они и сегодня от­ нюдь не архаичны, точны я вы­ зывают у слушателя, нужные сказителю чувства. Всего два коротких примера. Вот звучит одно из пожеланий новорож­ денной в песне на рождение де­ вочки*. Будь здорова, как вода, Будь прекрасна, как земля... Не правда ли, трудно выра­ зиться более поэтично и изящ­ но? А вот уральская шуточная песня «В бане черти табак тол­ кли» (она была известна А. С. Пушкину и, может быть, под­ толкнула его на создание из­ вестной Сказки о Попе и его работнике Балде. Она построе­ на на точном и выпуклом про­ тивопоставлении таких конт­ растных образов, как скупой Поп, готовый ради выгоды пой­ ти на сделку с чертями, и ве­ селые чертенята, остроумно по­ тешающиеся над ним. Огромное впечатление про­ изводит мастерство перевопло­ щения актрисы. Только что ее глаза лучились радостью, а в голосе звучало торжество по по­ воду встречи с новым, родив­ шимся человеком... Но прохо­ дит всего одна-две минуты, тре­ бующиеся, чтобы сказать не­ сколько слов о том, где, когда, как записана следующая песня — «А сыня, мой сыня». И вот уже льется глубокая, невыпла­ канная скорбь матери, обращен­ ная к непутевому повзрослев­ шему сыну. Только что прозвучала озор­ ная, лукавая скоморошина «Про гостя Терентишша» о том, как скоморохи разоблачили про­ делки неверной жены, обманы­ вающей старика-мужа, и сно­ ва две-три минуты отделяют нас от любовного заговора, ко­ торый актриса читает роман­ тически приподнято, с огром­ ной верой, что она настигнет некоего молодца Алексея, воз­ вратит и заставит его полюбить Авдотью Ивановну, от имени которой обращен этот поэтиче­ ский и страстный любовный призыв: Как воздух нужен Алексею, чтобы жить, Так пусть и я буду всегда нужна ему... Но, может быть, самое силь­ ное впечатление оставил плачь по умершему. Е. Сапогова ис­ полняет его сидя, полуприкрыв лицо руками. В начале тихий, скорбный, плач постепенно об­ ретает силу, мука прощания с любимым человеком рвется из горла, схваченного спазмами. Лицо актрисы заливают слезы, и свято веришь: вот в эти ми­ нуты она там, в далеком про­ шлом, вместе с русскими Жен­ щинами выплакивает накопив­ шуюся вековечную боль их тяжелой доли... Закончен плач. Но еще дол­ го будут сидеть в немом мол­ чании люди, ,охваченные скорбью. Еще долго не встанет со стула актриса, возвращаясь из других веков, других усло­ вий, в зрительный зал. А когда встанет, улыбнется че­ рез силу— зал вспыхнет апло­ дисментами, цветами, благодар­ ностями. К. ГУРЕПОК. В ОСПОМИНАНИЯ о детстве и юности дороги человеку всю жизнь. И счастлив и благодарен бывает он, когда встретится ему уголок зем­ ли, где люди и природа на­ поминают родные его края. Для липецкого художника Виктора Мефодьевича Лу- занова таким уголком ста­ ло село Кореневщино Доб- ровского района. Здесь он нашел людей, которые своей искренностью, добротой во­ скресили в памяти годы детства и образы близких. Здесь обрел он творческое вдохновение. Многих липецких худож­ ников привлекают мотивы индустриального города, жизни рабочего класса. В том числе и Лузанова. Им был создан ряд портретов рабочих ЛПЦ-3 НЛМК. Но сельская тема властно зва­ ла из прошлого, из детства. Уже первая работа, посвя­ щенная людям села, выпол­ ненная в 1981 году, — «Ско­ товоды совхоза «Лесной», героями которой стали А. Дымов, А. Юдин, Н. Кру- чинин, принесла живописцу успех. Она экспонировалась на крупнейшей всероссий­ ской выставке «По родной стране». В. Лузанову уда­ лось создать достоверный портрет, проникнутый ува­ жением к нелегкому труду крестьян. Другое полотно «Портрет С. Ларшина, уча­ сткового Добровского УВД» было показано на Всесоюз­ ной выставке «Всегда на­ чеку». Для Лузанова характерно стремление найти художе­ ственные средства, позво­ ляющие с документальной точностью передать в кар­ тине правду жизни. Вместе с тем это не холодное копи­ рование увиденного, а .глу­ бокое постижение характе­ ров, раздумья о прошлом, настоящем и будущем села, о смысле бытия. Художник убежден, что решение этих задач невозможно без са­ мых тесных контактов с героями произведений. Не наблюдать со стороны, как трудятся люди на земле, а жить их заботами, радостя­ ми, тревогами, надеждами. Вот почему село Коренев­ щино стало творческой ла­ бораторией художника, его сельской мастерской. Рассказы старейших жи­ телей села о событиях ре­ волюции и гражданской ,рой- ны, о легендарном Буден­ ном, который проходил че­ рез Кореневщино и даже останавливался здесь на но­ чевку, явились толчком для замысла картины «Дед Фи­ липп и гармошка — пода­ рок Буденного». В ее осно­ ву лег биографический факт: родному дяде художника, ОБРАЩ ЕНИЕ К ИСТОКАМ Ш т р и х и к п о р т р е т у п о р т р е т и с т а Филиппу Трофимовичу Лу­ занову, действительно во времена гражданской вой­ ны Буденный подарил в на­ граду гармошку. В центре картины человек, судьба которого неотделима от ис­ тории Родины, а светлые воспоминания о молодости связаны с юностью стра­ ны. Живописец воспользо­ вался интересным приемом, органически соединив в одном полотне современ­ ный портрет, старика и эпи­ зоды из 20-х годов. Ощу­ щение историчности, доку­ ментальности усилено изоб­ ражением старых пожелтев­ ших фотоснимков, также от­ сылающих зрителей в прош­ лое. Работая над картиной, художник знакомился с фо­ тографиями, что бережно сохраняются в каждом сель­ ском доме. Сделал много зарисовок, стремясь запе­ чатлеть увиденное как по­ ток жизни, неумолимо исче­ зающей во времени. И это произведение на­ шло свое место на Всесоюз­ ной выставке «На страже завоеваний социализма». Село богато людьми, чьи биографии — живая исто­ рия страны. На их глазах, с их непосредственным уча­ стием рождалась, развива­ лась и крепла Страна Со­ ветов, формировалось но­ вое социалистическое об­ щество. Показать преемст­ венность поколений, сое­ динить 'сегодняшний день села с его прошлым — та­ кую цель поставил худож­ ник в большой работе, жи­ вописном триптихе «Люди села Кореневщино». Герои его — первая колхозница Ульяна Дмитриевна Хохло­ ва, первый комсомолец Трофим Игнатьевич Анд­ реев, его брат, первый пред­ седатель колхоза Михаил Игнатьевич Андреев... Раскрыть связи между прошлым и грядущим, зна­ чит сделать историю более близкой и ощутимой, зна­ чит дать молодежи по­ чувствовать свою к ней при- *частность и ответственность за нее. — А. С. Пушкину при­ надлежат слова: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и долж­ но; не уважать оной есть по­ стыдное малодушие». — А ведь бабушка ве­ ликого поэта Мария Алек­ сеевна, — размышляет Лу- занов, — родилась здесь, в Кореневщино, тогда село называлось Покровское. Здесь венчалась в 1773 го­ ду с Осипом Абрамовичем Ганнибалом. Вот она, исто­ рия, близкая и волнующая. А сегодняшний день уже завтра будет историей. Жизнь в ее преемственной вечности, от ее начала до земного предела, разные ипостаси человеческой жиз­ ни — и есть идея моего* триптиха. Созданию этого произве­ дения предшествовала боль­ шая работа. Художник скрупулезно изучал мате­ риал, делал наброски, этю­ ды. В результате появи­ лась целая серия замеча­ тельных портретов, выпол­ ненных в карандаш? и сан­ гине, имеющих самостоя­ тельное значение. В мастер­ ских рисунках Лузанов уве­ ренно, точно, скульптурно лепит формы. Открытые ли­ ца, честно прожитая жизнь, не знающая праздности, на­ полненная нелегкими испы­ таниями; житейская 'муд­ рость, благодаря которой достойно и гордо, в согла­ сии с миром встречает чело­ век свою старость. Вот портреты Дмитрия Никифо­ ровича Хохлова, Авдотьи Ивановны Андреевой, Фе­ дота Алексеевича Хохлова, Ивана Степановича Ряжских, Евдокии Васильевны Ла­ бутиной — и в каждом вы­ ражена самобытность нату­ ры. А вот и портреты сель­ чан среднего возраста — доярки А. Чубаковой, скот­ ников А. Юдина и Н. Кру- чинина. Нарисовал худож­ ник и представителя само­ го молодого поколения — тракториста Ваню Поляко­ ва. — Я помню, каким он был пять лет назад: маль­ чишка на раскаленном трак­ торе босиком давил горя­ чие педали, чумазый и сча­ стливый. А сегодня Иван Поляков уже в армии, он — солдат, — комментирует рисунок автор. Во всех этих работах чув­ ствуется взаимное доверие и сердечное взаимопони­ мание между портретируемы­ ми и художником, который стал на селе своим чело­ веком. И вот те же лица мы уз­ наем, словно хороших зна­ комых, в композиции «Лю­ ди села Кореневщино».’ Большой Vгрупповой порт­ рет выполнен на фоне пано­ рамного деревенского пей­ зажа. Его суть — встреча поколений, передача эста­ феты, вечное обновление жизни. Среди изображенных мы видим и .автопортрет В. М. Лузанова, введенный в картину не случайно: он декларирует творческое кре­ до художника — быть ле­ тописцем жизни, быть бли­ же к народу. Он поясняет: — Написать чужой ха­ рактер, проникнуть в самое сокровенное, не ошибиться, не обидеть, на мой взгляд, можно лишь отталкиваясь' от самого себя, как от фак­ та. Это как точка отсчета, как необходимость быть бо­ лее точным в утверждении единства характеров, кра­ соты и правды. На VI зональной выставке «Край Черноземный» трип­ тих В. М. Лузанова прив­ лек внимание и зрителей, и критиков. Он был назван од­ ной из серьезнейших работ на сельскую тему. Покоря­ ющее своей правдивостью, знанием материала, произ­ ведение рекомендовано для показа на республиканской выставке «Советская Рос­ ция». В апреле, в Дни недели изобразительного искусства Лузанов наметил показать выставку своих произведе­ ний в школе села Коренев­ щино, посвятив ее 40-летию Великой Победы. Все ри­ сунки к картинам, всю се­ рию портретов художник решил оставить в дар шко­ ле. Он уверен: школьный класс лучшее для них мес­ то, ведь главная цель ис­ кусства — воспитание че­ ловека. Портретный класс — это дань памяти труду и уважения к родным и близ­ ким, землякам-сельчанам. Галерея будет пополняться. Т. НЕЧАЕВА. ’г у'., . 1 % . • •> • Успешно работает старший инженер лаборатории изыска­ тельного отдела института «Липецкколхозпроект» Тать­ яна Кукина. Ее отличают глу­ бокое знание дела, поиск, чувство нового. НА СНИМКЕ: Т. Кукина. ФотЬ М. МИХАЙЛОВА. В ФОНД ФЕСТИВАЛЯ Каждый, кто пришел в тот день в Липецкий областной драматический театр имени Л. Н. Толстого, знал, что средства, полученные от сбо­ ров спектакля «Как закаля­ лась сталь» по роману Н. Ост­ ровского, будут перечислены на счет XII Всемирного фе­ стиваля молодежи и студен­ тов в Москве. Постановку осуществил молодой режиссер драмтеат- ра, выпускник ГИТИСА А. Холмогоров. В новой ра­ боте заняты в основном мо­ лодые актеры. \ Спектакль лауреата пре­ мии Ленинского комсомола Липецкого областного драма­ тического театра, посвящен­ ный первому лауреату пре­ мии Ленинского комсомола писателю-бойцу Николаю Островскому, прошел с боль­ шим успехом. В фестивальную копилку поступило 800 рублей. Т. ОЛЕНИНА. На Чаплыгинском заводе* агрегатов большое внимание уделяется охране здоровья рабо­ чих и служащих. Недавно здесь реконструировали здравпункт: расширены и частично оснаще­ ны новым оборудованием фи­ зиотерапевтический, стоматоло­ гический, гинекологический, процедурный и терапевтический ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА кабинеты. Заведует здравпунк­ том Мария Тимофеевна Сту- денкова. Здесь без очереди можно принять физиотерапевтические процедуры, проконсультиро­ ваться у специалистов. Забот- • ливо относятся к пациентам те­ рапевт Лидия Васильевна Се­ дых, стоматолог Надежда Ва­ сильевна Кузнецова, медсест­ ра Любовь Николаевна Паши- нова и другие. С. АЧКАСОВ. П О СЛОЖИВШИМ­ СЯ обстоятельствам, серьезность которых, мне кажется, бесспорна, я вначале и не думал писать об этих людях. Потом понял: надо!... Надо для тех, кто на­ чинает жить. И хотя моим героям пришлось пообещать, что имена их будут измене­ ны, я хочу заверить читате­ лей, что во всем здесь рас­ сказанном нет ни капли вы­ мысла. Над фактами же за­ думаемся вместе. * * * Как-то мой давний знако­ мый позавидовал судьбе сво­ его друга. Мол, чего ему не жить?.. «Начальник монтаж-* ного участка, уважением по­ льзуется. А у меня все напе­ рекосяк. А росли-то вместе. В одну школу ходили, вмес­ те в армии служили. Потом разошлись наши стежки-до­ рожки. Вот что значит судь­ ба... Одному повезет, а дру­ гому:..» Послушал я его и подумал: «Вот уже и на судьбу обижается. Да кто « же тебе мешал нормально жизнь строить?» Знаю я этих людей, что. называется, с пе­ ленок. На моих глазах ребя­ та выросли. Одного зовут Аркадий, другого ■—Максим. У обоих было нелегкое дет­ ство. После окончания вось­ милетки пошли работать, в один день призвали ребят в армию, на флот попали. Во время службы Аркадий за­ кончил среднюю школу. По­ лучил аттестат зрелости. Максим, несмотря на советы родителей, учиться не стал. Приехали домой и пошли работать грузчиками. Арка­ дий вскоре поступил на ве­ чернее отделение политехни­ ческого института, стал ак­ тивно заниматься спортом. Максиму по душе больше были танцы. Танцевал он действительно красиво. Гра­ моты на конкурсах получал. Они по прежнему дружили. Правда, со стороны было за­ метно, что их дружба дала небольшую трещину: во взглядах на жизнь молодые люди расходились. Один до всего докапывался сам, мно­ го работал над собой, а дру­ гой целиком отдавался ве­ селью. Нелегко давалась Аркадию наука. Отработает, бывало, восемь часов и, не заезжая домой, — в институт или на тренировку. И так почти каждый день. В выходные пропадал в спортивном зале. Родители видели сына толь- баллом. Потом были радост­ ные поздравления, крепкие рукопожатия, цветы. Арка­ дий чувствовал себя- безмер­ но счастливым. Только Мак­ сима среди его друзей уже не было. У того вся жизнь вращалась вокруг ресторанов, модных пластинок и фирмен­ ных джинсов. Встретились они случайно, растно заглядывая в глаза чванливых приятелей. Аркадий не выдержал: — Максим! —Он резко повернулся и пошел к другу юности. — Где твоя гор­ дость?! Кому ты угождаешь, кому прислуживаешь? В общем, состоялся рез­ кий разговор. Закончил его парень с бородкой, он подо- к Аркадию и Максиму. Пер­ вый работает начальником монтажного участка. Все Дни у него. расписаны, что назы­ вается, по минутам. Аркадию приходится иметь дело со сложнейшим оборудованием. И он его в совершенстве знает. В будущем году ду­ мает , поступать в аспиранту­ ру. Часами может рассказы- НА ЖИТЕЙСКИХ ПЕРЕКРЕСТКАХ Д В Е Д О Р О Г И ко ранним утром да поздно вечером. Максим часто говорил ро­ дителям Аркадия: — Зря он учится. Я дип­ ломов не имею, а зарплата у меня в три раза выше, чем у него. Ваш сын жизни не понимает, надо брать от нее побольше, а он вкалывает, как каторжный. Отец Аркадия, старый кадровый рабочий, замечал: —Пустой ты, Максимка. Таких жизнь не любит. — Да ну! —хохотал Мак­ сим. — На все надо проще смотреть. Силенка пока есть, а там вндно будет. К сожалению, в семье Максима поддерживали та­ кие настроения. Здесь забо­ та о детях проявлялась весь­ ма своеобразно: лишь 'бы повкуснее накормить, одеть понаряднее, уберечь от труд­ ностей. Бывая в той и другой семье (жили мы рядом), я видел, что Аркадий ночами засиживается над учебника­ ми, готовит чертежи, с вдох­ новением работает над про­ ектом реконструкции цеха родного завода. На государ­ ственных экзаменах проект Аркадия оценен был высшим на выпускном вечере в рес­ торане. Аркадий был в стро­ гом черном костюме, бело­ снежной рубашке с темным галстуком, Максим — в им­ портных джинсах и пестрой куртке. Он не поздравил Арт кадия. Небрежно кивнув ему, пошатываясь, прошел за крайний столик, где его под­ жидала кампания подвыпив­ ших юнцов и девиц. Услы­ шал Аркадий из их уст и клички Дрэг, Скал, Кайт, что означало — подонок, череп, шулер. Изъяснялись ониг на полунепонятном жаргоне. Аркадий поду­ мал: «Можно перестать быть русским. Но это не значит, что ты сам француз. Можно потерять представле­ ние о своем национальном достоинстве. Но это не зна^ чит, что взамен приобрел». Возле этого столика верте­ лось несколько акселератов, которые то и дело театраль­ но вскидывали руки. Здесь не было у них никаких обя­ занностей. Они сидели и стояли, «балдели», обсуж­ дали, что в мире сегодня" и что ожидается завтра, где, через кого достать новейшие диски и фирменную амуни­ цию для юных подруг. Рас­ плачивался за всех Максим, как-то униженно и подобост- шел вплотную к Аркадию и насмешливо выдавил: —Сэр, на вас немодная шкура! Не тебе читать про­ поведи. Посторонись, иначе... Максим, явно угождая своим приятелям, грубо и резко отозвался об Аркадии... С того дня прошло не­ сколько лет. И вот теперь Максим завел разговор о «счастливой звезде», о пре­ вратностях судьбы. Мы дол­ го говорили с ним. Я совето­ вал Максиму: пройди вечером по улицам города, посмотри на спешащих людей. Парами, группами, в одиночку идут они на занятия в институты, техникумы, школы рабочей молодежи, на различные курсы повышения квалифи­ кации. Среди студентов и учащихся есть и совсем мо­ лодые, и убеленные сединой рабочие и служащие. Все они работают и учатся. И всем, разумеется, трудно. А как же иначе? Жизнь идет впе­ ред, предъявляет все новые требования. И чтобы не от­ стать, нужно постоянно учить­ ся. Приведу одну цифру. В ны­ нешнем году около 40 тысяч жителей нашего , областного центра без отрыва от произ­ водства учатся. А теперь вернемся вновь вать о творчестве Толстого, Стендаля, Чехова, Маяков­ ского, наизусть знает многие стихи Пушкина, Есенина, Блока, Евтушенко. Его инте­ ресуют и живопись, и кино, и музыка, и спорт, и архитек­ тура. По специальности он инженер-механик. Техниче­ ской литературы в его до­ машней библиотеке несколь­ ко сот томов. К нему часто за советами обращаются кол­ леги по работе. Никаких «секретов» у него от товари» щей нет. Недавно в одном из технических журналов промелькнуло сообщение об оригинальном изобретении уральского инженера. Как загорелся тогда Аркадий! Сразу же написал письмо в редакцию журнала и попро­ сил пообстоятельнее расска­ зать об этом изобретении. Ответ пришел, но удовлетво­ рить Аркадия он не смог. На­ писал письмо автору изобре­ тения. И ответ вскоре при­ шел. Месяца через два Арка­ дий выступил с обстоятель­ ным докладом об изобрете­ нии инженера перед техни­ ческими работниками своего завода. Аркадий женат. Дочке пять лет. Правда, общается он с ней мало. Больше утром, когда отводит в детский са­ дик. Жена поначалу обижа­ лась, даже предлагала ему уйти с этой должности. Аркадий все уверял: —Подожди немножко, ско­ ро все настроится . Идут годы, а свободного времени у Аркадия все нет и нет. Новая техника поступать стала, изучать ее надо. Около дома Аркадия всег­ да забивают «козла». Соби­ раются старики и совсем мо­ лодые люди, дым у стола сто­ ит коромыслом. Нередко хо­ хот слышится. —А ты почему не игра­ ешь? — спрашивает жена. — Отдохнул бы. — Тоже нашла мне отдых. В театр сегодня пойдем. Там и отдохнем. Вечером жена начинает собираться в театр, а Арка­ дий еще что-то чертит, вы­ считывает, кому-то звонит. Смотрит на него украдкой жена и думает: «А все-таки хороший у меня муж». И еле приметно улыбается. - А как поживает Максим? За двенадцать последних лет он пятнадцать раз менял место работы. Во второй тру­ довой книжке появился вкладыш. Трижды женился У всех жен осталось по ре­ бенку. Сейчас опять бе,з семьи. Зарабатывает пока не­ плохо. Все свободное время проводит в ресторанах. Здесь у него сложился свой круг знакомых, состоящий из лю­ бителей «красивой жизни». На сердце стал жаловаться. ...Был поздний зимний ве­ чер. Легкий морозец высушил асфальт, луна тускло освеща-: ла притихшие улицы. По крутой лестнице Петровского спуска поднимались студенты вечернего факультета поли­ технического института. Они наперебой о чем-то спорили, смеялись. Я сразу вспомнил Аркадия. Как наяву, увидел его волевое лицо, сдержан­ ную улыбку. Течение мыслей прервало несвязное пение. По заснеженной тропинке, пошатываясь, шел Максим. Он меня не узнал. ' Н. ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz