Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
24 марта 1985 г., № 70 (17 167) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ РАБОТА У НИХ ТАКАЯ КРЫЛЬЯ НА Д ЕЖДЫ В минувшем году в отделение санавиации областной больницы поступило 1062 вызова. Врачи санавиации оказали помощь 3298 больным. Только на аренду авиатранспорта израсходовано 90 тысяч рублей. А в т о м о б и л ь с кр ас ным крестом на две р це резко за торм озил у здания аэ ропорт а. Моло дой человек с чемоданчиком ско рым ш агом нап равился к ждущему его самолету. И вот уже машина, набрав вы соту, скрывается за горизон том. С момента тревожного звонка, поступившего из дальнего района в отделе ние санавиации областной больницы, не прошло и ча су. И хотя время не поте ряно впустую, сейчас ему особый отсчет, особая врачами, координирующей работу наземного . санитар ного транспорта и авиации.. От четких действий и пра вильных решений сидящего здесь у телефонов и днем и ночью дежурного зависит скорость, оперативность помощи. — По экстренным вызо вам летают врачи десятков специальностей, — расска зывает заместитель глав врача больницы П. И. Ро- зенгафт, — однако значи тельная нагрузка этой зи мой легла на детских вра- цена. Почти осязаемо чув-* чей: дети тяжело переносят ’ ствуют эти уходящие секун ды и минуты и врач, сидя щий в салоне самолета, и экипаж машины, й ждущие их там, внизу, люди. Каза лось бы, экстренные вызо вы должны быть для них в порядке вещей —* недаром ведь создано отделение санавиации — однако, отно ситься к ним по буднично му привычно ни врачи, ни пилоты так и не научились; каждый раз речь идет о жизни человека. Отделение санавиации, а правильнее — отделение экстренной и плановой кон сультативной помощи — не похоже на лечебное заве дение в нашем привычном представлении. Небольшой штат — шесть врачей да пять фельдшеров, скромное помещение — всего две комнаты в одном из корпу сов областной больницы. Нет ни палат, ни больнич ных коек. И все нее оно — одно из самых крупных: в зависимости от того, какая помощь требуется постра давшему, сюда для работы привлекаются 179 врачей- консультантов различного профиля, а это персонал больницы почти на тысячу мест! Ну, а те две комнаты — что-то вроде диспетчер ской, осуществляющей связь между пунктом вызова и грипп, другие вирусные за болевания. Впрочем, не только в инфекционных бо лезнях дело. К сожалению, экстренные меры часто приходится принимать по тому, что у Иных родителей ребенок предоставлен сам себе. А тут уж жди беды... И вот мы беседуем с вра чом отделения реанимации областной детской больни цы И. А. Юриным. Он мо лод — 26 лет. Понятно, и стаж работы еще невелик, однако ему чаще других доверяют участие в экстрен ных вылетах. Почему? «Энергичен, инициативен, умеет , быстро ориентиро ваться в сложной обстанов ке и принимать верные решения. И, разумеется, специалист хороший», — таково мнение заведующе го отделением В. Ю. Плот никова. Только что закончилась очередная операция, и Игорь Анатольевич позволил себе немного расслабиться: удоб ная поза в кресле, стериль ная маска сдвинута на под бородок. У моего собесед ника бледное, осунувшееся лицо, левая рука согнута в локте, зажимая ватный тампон: пятнадцать минут назад в ходе операции сроч но потребовалось перелить ребенку свежую кровь. Обычно, когда упоминают реанимацию, у многих лю дей в глазах невольно мель кает испуг: мол, плохи. де ла. Что ж, действительно, с пустяками сюда не попа дают. И все же повода для отчаяния нет. Ведь 85 про центов пациентов врачи от деления возвращают к жиз ни. Таким результатом мо гут гордиться и специали зированные клиники. — Какой случай запом нился особенно ярко? — И. А. Юрин невесело улыбнул ся. -— К сожалению, лег ких случаев у реаниматоло гов не бывает, а все труд ные помнятся долго... Да вот хотя бы этот. Памятен он сразу по двум Причи нам: и потому, что несмот ря на одобую тяжесть, ис ход был удачным, и пото му, что сам я только начи нал работать. В одном из сел Добров- ского района мальчишки за теяли опасную игру; броси ли в костер агрегат от сло мавшегося холодильника. Нагревшись, сжиженный фре он взорвался с грохотом гранаты... Увы, и жертвы были, кай от боевого оружия: одному из ребят перебило обе ноги, он потерял много крови. Когда врачи прибыли в больницу в Петровском, было ясно: только немедленная операция спасет ребенка. Здесь же ор ганизовали забор крови у доноров, мальчика — сра зу на стол... Закончили толь ко в пять утра. На следую щий день — в гипс, и сюда, в областную детскую боль ницу. Через полтора меся ца маленький пациент уже ходил самостоятельно... Но не только искусство врачей решает успех дела. Санавиация — это еще и самолеты, а значит — и люди, поднимающие их в небо. И хотя у пилотов и врачей работа такая разная, когда поступает экстренный вызов, их объединяет одна, общая задача: как можно быстрее прийти на помощь. Потому-то для дежурства на АН-2, выделенном сан авиации, подбираются са мые опытные, самые надеж ные пилоты.; Такие, напри мер, как Сергей Михайло вич Карпухин и Александр Сергеевич Пололин. У каж дого по 5,5 тысячи часов налету, каждый имеет до пуск 250x3, что дает право поднимать машину в воздух при высоте облачности до 250 метров и видимости до трех километров. — Летчик санавиации просто обязан быть в своем деле мастером — считает С. М. Карпухин. — Ведь бетонированные посадочные полосы или хотя бы поле вые аэродромы — это не для нас. Порой приходится самостоятельно с воздуха подбирать «пятачок» для посадки. Зимой еще куда ни шло: на лыжах по снегу самолет проскочит неров ности. А в весеннюю рас путицу, когда земля набух ла от воды и превратилась в кашу? И в эту кашу надо посадить машину, причем непременно поближе к трассе, чтобы быстрее до ставить больного из сани тарного автомобиля 4 в са молет! Непросто дается и обратный путь. Спасибо, диспетчеры обеспечивают прямой воздушный кори дор, чтобы до минимума сократить расстояние. Ну, а летчик выбирает опти мальный режим полета, чтобы машина шла ровно, без тряски. Так и больному легче, и врачу удобнее ра ботать: нередко, уже в воз духе начинается лечение. Пилоты умолчали о том, что порой вылетают они в обратный путь и тогда, ког да по всем инструкциям следует «отсидеться». Но разве до сухих параграфов наставлений, когда на ча ше весов — живое челове ческое сердце... И машина поднимается в воздух, дер жа курс «по столбам», как говорят летчики, имея в ви ду, что лететь приходится очень низко. ...В кабинете командира эскадрильи раздался рез кий звонок телефона. «Го ворит санавиация»'... Зна чит, закончилась наша бе седа. Сейчас времени — особая цена... О. СЕРГЕЕВ.' — ДНЕВНИК ИСКУССТВ----- ЧУДО ПЕРЕВОПЛОЩЕН И Я Как-то незамеченными ши рокой общественностью про шли в Липецке непродолжи тельные гастроли заслуженной артистки республики Елены Са- поговоЙ. Наверное, об этом следует только сожалеть. И потому, что актриса принадле жит к той группе активных хранителей и популяризаторов русского фольклора, встречи с которыми обогащают зрителей и знакомят их с истоками рус ской национальной культуры. И потому ,что такие встречи бывают чрезвычайно редко, как редко встречаются сегодня и сами исполнители былин, пла чей, заговоров. Веками приро да отбирала необходимые ска зателям' качества, но так же за века и растерялись они, ког да у общества прошла нужда в сказителях, а на смену им пришло профессиональное те атральное искусство, появи лись перо и бумага. Право же, думается, что большой город, в котором есть немало музыкаль- ных школ, музыкальное учили ще, большой отряд интеллиген ции, просто обязан был про явить интерес к выступлениям артистки, знакомящей нас с за мечательными произведениями, созданными русским народом на заре своего развития. Ведь в репертуаре Е. Сапоговой есть произведения, созданные в XII—XIII веках!* Это был интересный й при мечательный вечер. Как бы подтверждая слова великого Н. В. Гоголя о том, что песня сопровождает русского челове ка в течение всей его жизни, актриса ссоответственно вы строила программу концерта. Она начинает его старинными песнями, которые складывал народ в честь великого чуда— рождения новой жизни, затем переходит К произведениям об рядового характера, веселым скоморошийам, бытовым за говорам и заканчивает цикл прощальным плачем - помина нием. Если попытаться выделять какую-то общую черту, свойст венную всем исполняемым пес ням, независимо от их характе ра, то, наверное, это будет уди вительная поэтичность языка, яркость и впечатляющая соч ность образов. Разумеется, все это — очень разные образы. Радостные, светлые — в одних произведениях, лукавые и озор ные — в других, печальные, рвущие душу тоскливой безыс ходностью — в третьих. Но прежде всего—они и сегодня от нюдь не архаичны, точны я вы зывают у слушателя, нужные сказителю чувства. Всего два коротких примера. Вот звучит одно из пожеланий новорож денной в песне на рождение де вочки*. Будь здорова, как вода, Будь прекрасна, как земля... Не правда ли, трудно выра зиться более поэтично и изящ но? А вот уральская шуточная песня «В бане черти табак тол кли» (она была известна А. С. Пушкину и, может быть, под толкнула его на создание из вестной Сказки о Попе и его работнике Балде. Она построе на на точном и выпуклом про тивопоставлении таких конт растных образов, как скупой Поп, готовый ради выгоды пой ти на сделку с чертями, и ве селые чертенята, остроумно по тешающиеся над ним. Огромное впечатление про изводит мастерство перевопло щения актрисы. Только что ее глаза лучились радостью, а в голосе звучало торжество по по воду встречи с новым, родив шимся человеком... Но прохо дит всего одна-две минуты, тре бующиеся, чтобы сказать не сколько слов о том, где, когда, как записана следующая песня — «А сыня, мой сыня». И вот уже льется глубокая, невыпла канная скорбь матери, обращен ная к непутевому повзрослев шему сыну. Только что прозвучала озор ная, лукавая скоморошина «Про гостя Терентишша» о том, как скоморохи разоблачили про делки неверной жены, обманы вающей старика-мужа, и сно ва две-три минуты отделяют нас от любовного заговора, ко торый актриса читает роман тически приподнято, с огром ной верой, что она настигнет некоего молодца Алексея, воз вратит и заставит его полюбить Авдотью Ивановну, от имени которой обращен этот поэтиче ский и страстный любовный призыв: Как воздух нужен Алексею, чтобы жить, Так пусть и я буду всегда нужна ему... Но, может быть, самое силь ное впечатление оставил плачь по умершему. Е. Сапогова ис полняет его сидя, полуприкрыв лицо руками. В начале тихий, скорбный, плач постепенно об ретает силу, мука прощания с любимым человеком рвется из горла, схваченного спазмами. Лицо актрисы заливают слезы, и свято веришь: вот в эти ми нуты она там, в далеком про шлом, вместе с русскими Жен щинами выплакивает накопив шуюся вековечную боль их тяжелой доли... Закончен плач. Но еще дол го будут сидеть в немом мол чании люди, ,охваченные скорбью. Еще долго не встанет со стула актриса, возвращаясь из других веков, других усло вий, в зрительный зал. А когда встанет, улыбнется че рез силу— зал вспыхнет апло дисментами, цветами, благодар ностями. К. ГУРЕПОК. В ОСПОМИНАНИЯ о детстве и юности дороги человеку всю жизнь. И счастлив и благодарен бывает он, когда встретится ему уголок зем ли, где люди и природа на поминают родные его края. Для липецкого художника Виктора Мефодьевича Лу- занова таким уголком ста ло село Кореневщино Доб- ровского района. Здесь он нашел людей, которые своей искренностью, добротой во скресили в памяти годы детства и образы близких. Здесь обрел он творческое вдохновение. Многих липецких худож ников привлекают мотивы индустриального города, жизни рабочего класса. В том числе и Лузанова. Им был создан ряд портретов рабочих ЛПЦ-3 НЛМК. Но сельская тема властно зва ла из прошлого, из детства. Уже первая работа, посвя щенная людям села, выпол ненная в 1981 году, — «Ско товоды совхоза «Лесной», героями которой стали А. Дымов, А. Юдин, Н. Кру- чинин, принесла живописцу успех. Она экспонировалась на крупнейшей всероссий ской выставке «По родной стране». В. Лузанову уда лось создать достоверный портрет, проникнутый ува жением к нелегкому труду крестьян. Другое полотно «Портрет С. Ларшина, уча сткового Добровского УВД» было показано на Всесоюз ной выставке «Всегда на чеку». Для Лузанова характерно стремление найти художе ственные средства, позво ляющие с документальной точностью передать в кар тине правду жизни. Вместе с тем это не холодное копи рование увиденного, а .глу бокое постижение характе ров, раздумья о прошлом, настоящем и будущем села, о смысле бытия. Художник убежден, что решение этих задач невозможно без са мых тесных контактов с героями произведений. Не наблюдать со стороны, как трудятся люди на земле, а жить их заботами, радостя ми, тревогами, надеждами. Вот почему село Коренев щино стало творческой ла бораторией художника, его сельской мастерской. Рассказы старейших жи телей села о событиях ре волюции и гражданской ,рой- ны, о легендарном Буден ном, который проходил че рез Кореневщино и даже останавливался здесь на но чевку, явились толчком для замысла картины «Дед Фи липп и гармошка — пода рок Буденного». В ее осно ву лег биографический факт: родному дяде художника, ОБРАЩ ЕНИЕ К ИСТОКАМ Ш т р и х и к п о р т р е т у п о р т р е т и с т а Филиппу Трофимовичу Лу занову, действительно во времена гражданской вой ны Буденный подарил в на граду гармошку. В центре картины человек, судьба которого неотделима от ис тории Родины, а светлые воспоминания о молодости связаны с юностью стра ны. Живописец воспользо вался интересным приемом, органически соединив в одном полотне современ ный портрет, старика и эпи зоды из 20-х годов. Ощу щение историчности, доку ментальности усилено изоб ражением старых пожелтев ших фотоснимков, также от сылающих зрителей в прош лое. Работая над картиной, художник знакомился с фо тографиями, что бережно сохраняются в каждом сель ском доме. Сделал много зарисовок, стремясь запе чатлеть увиденное как по ток жизни, неумолимо исче зающей во времени. И это произведение на шло свое место на Всесоюз ной выставке «На страже завоеваний социализма». Село богато людьми, чьи биографии — живая исто рия страны. На их глазах, с их непосредственным уча стием рождалась, развива лась и крепла Страна Со ветов, формировалось но вое социалистическое об щество. Показать преемст венность поколений, сое динить 'сегодняшний день села с его прошлым — та кую цель поставил худож ник в большой работе, жи вописном триптихе «Люди села Кореневщино». Герои его — первая колхозница Ульяна Дмитриевна Хохло ва, первый комсомолец Трофим Игнатьевич Анд реев, его брат, первый пред седатель колхоза Михаил Игнатьевич Андреев... Раскрыть связи между прошлым и грядущим, зна чит сделать историю более близкой и ощутимой, зна чит дать молодежи по чувствовать свою к ней при- *частность и ответственность за нее. — А. С. Пушкину при надлежат слова: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и долж но; не уважать оной есть по стыдное малодушие». — А ведь бабушка ве ликого поэта Мария Алек сеевна, — размышляет Лу- занов, — родилась здесь, в Кореневщино, тогда село называлось Покровское. Здесь венчалась в 1773 го ду с Осипом Абрамовичем Ганнибалом. Вот она, исто рия, близкая и волнующая. А сегодняшний день уже завтра будет историей. Жизнь в ее преемственной вечности, от ее начала до земного предела, разные ипостаси человеческой жиз ни — и есть идея моего* триптиха. Созданию этого произве дения предшествовала боль шая работа. Художник скрупулезно изучал мате риал, делал наброски, этю ды. В результате появи лась целая серия замеча тельных портретов, выпол ненных в карандаш? и сан гине, имеющих самостоя тельное значение. В мастер ских рисунках Лузанов уве ренно, точно, скульптурно лепит формы. Открытые ли ца, честно прожитая жизнь, не знающая праздности, на полненная нелегкими испы таниями; житейская 'муд рость, благодаря которой достойно и гордо, в согла сии с миром встречает чело век свою старость. Вот портреты Дмитрия Никифо ровича Хохлова, Авдотьи Ивановны Андреевой, Фе дота Алексеевича Хохлова, Ивана Степановича Ряжских, Евдокии Васильевны Ла бутиной — и в каждом вы ражена самобытность нату ры. А вот и портреты сель чан среднего возраста — доярки А. Чубаковой, скот ников А. Юдина и Н. Кру- чинина. Нарисовал худож ник и представителя само го молодого поколения — тракториста Ваню Поляко ва. — Я помню, каким он был пять лет назад: маль чишка на раскаленном трак торе босиком давил горя чие педали, чумазый и сча стливый. А сегодня Иван Поляков уже в армии, он — солдат, — комментирует рисунок автор. Во всех этих работах чув ствуется взаимное доверие и сердечное взаимопони мание между портретируемы ми и художником, который стал на селе своим чело веком. И вот те же лица мы уз наем, словно хороших зна комых, в композиции «Лю ди села Кореневщино».’ Большой Vгрупповой порт рет выполнен на фоне пано рамного деревенского пей зажа. Его суть — встреча поколений, передача эста феты, вечное обновление жизни. Среди изображенных мы видим и .автопортрет В. М. Лузанова, введенный в картину не случайно: он декларирует творческое кре до художника — быть ле тописцем жизни, быть бли же к народу. Он поясняет: — Написать чужой ха рактер, проникнуть в самое сокровенное, не ошибиться, не обидеть, на мой взгляд, можно лишь отталкиваясь' от самого себя, как от фак та. Это как точка отсчета, как необходимость быть бо лее точным в утверждении единства характеров, кра соты и правды. На VI зональной выставке «Край Черноземный» трип тих В. М. Лузанова прив лек внимание и зрителей, и критиков. Он был назван од ной из серьезнейших работ на сельскую тему. Покоря ющее своей правдивостью, знанием материала, произ ведение рекомендовано для показа на республиканской выставке «Советская Рос ция». В апреле, в Дни недели изобразительного искусства Лузанов наметил показать выставку своих произведе ний в школе села Коренев щино, посвятив ее 40-летию Великой Победы. Все ри сунки к картинам, всю се рию портретов художник решил оставить в дар шко ле. Он уверен: школьный класс лучшее для них мес то, ведь главная цель ис кусства — воспитание че ловека. Портретный класс — это дань памяти труду и уважения к родным и близ ким, землякам-сельчанам. Галерея будет пополняться. Т. НЕЧАЕВА. ’г у'., . 1 % . • •> • Успешно работает старший инженер лаборатории изыска тельного отдела института «Липецкколхозпроект» Тать яна Кукина. Ее отличают глу бокое знание дела, поиск, чувство нового. НА СНИМКЕ: Т. Кукина. ФотЬ М. МИХАЙЛОВА. В ФОНД ФЕСТИВАЛЯ Каждый, кто пришел в тот день в Липецкий областной драматический театр имени Л. Н. Толстого, знал, что средства, полученные от сбо ров спектакля «Как закаля лась сталь» по роману Н. Ост ровского, будут перечислены на счет XII Всемирного фе стиваля молодежи и студен тов в Москве. Постановку осуществил молодой режиссер драмтеат- ра, выпускник ГИТИСА А. Холмогоров. В новой ра боте заняты в основном мо лодые актеры. \ Спектакль лауреата пре мии Ленинского комсомола Липецкого областного драма тического театра, посвящен ный первому лауреату пре мии Ленинского комсомола писателю-бойцу Николаю Островскому, прошел с боль шим успехом. В фестивальную копилку поступило 800 рублей. Т. ОЛЕНИНА. На Чаплыгинском заводе* агрегатов большое внимание уделяется охране здоровья рабо чих и служащих. Недавно здесь реконструировали здравпункт: расширены и частично оснаще ны новым оборудованием фи зиотерапевтический, стоматоло гический, гинекологический, процедурный и терапевтический ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА кабинеты. Заведует здравпунк том Мария Тимофеевна Сту- денкова. Здесь без очереди можно принять физиотерапевтические процедуры, проконсультиро ваться у специалистов. Забот- • ливо относятся к пациентам те рапевт Лидия Васильевна Се дых, стоматолог Надежда Ва сильевна Кузнецова, медсест ра Любовь Николаевна Паши- нова и другие. С. АЧКАСОВ. П О СЛОЖИВШИМ СЯ обстоятельствам, серьезность которых, мне кажется, бесспорна, я вначале и не думал писать об этих людях. Потом понял: надо!... Надо для тех, кто на чинает жить. И хотя моим героям пришлось пообещать, что имена их будут измене ны, я хочу заверить читате лей, что во всем здесь рас сказанном нет ни капли вы мысла. Над фактами же за думаемся вместе. * * * Как-то мой давний знако мый позавидовал судьбе сво его друга. Мол, чего ему не жить?.. «Начальник монтаж-* ного участка, уважением по льзуется. А у меня все напе рекосяк. А росли-то вместе. В одну школу ходили, вмес те в армии служили. Потом разошлись наши стежки-до рожки. Вот что значит судь ба... Одному повезет, а дру гому:..» Послушал я его и подумал: «Вот уже и на судьбу обижается. Да кто « же тебе мешал нормально жизнь строить?» Знаю я этих людей, что. называется, с пе ленок. На моих глазах ребя та выросли. Одного зовут Аркадий, другого ■—Максим. У обоих было нелегкое дет ство. После окончания вось милетки пошли работать, в один день призвали ребят в армию, на флот попали. Во время службы Аркадий за кончил среднюю школу. По лучил аттестат зрелости. Максим, несмотря на советы родителей, учиться не стал. Приехали домой и пошли работать грузчиками. Арка дий вскоре поступил на ве чернее отделение политехни ческого института, стал ак тивно заниматься спортом. Максиму по душе больше были танцы. Танцевал он действительно красиво. Гра моты на конкурсах получал. Они по прежнему дружили. Правда, со стороны было за метно, что их дружба дала небольшую трещину: во взглядах на жизнь молодые люди расходились. Один до всего докапывался сам, мно го работал над собой, а дру гой целиком отдавался ве селью. Нелегко давалась Аркадию наука. Отработает, бывало, восемь часов и, не заезжая домой, — в институт или на тренировку. И так почти каждый день. В выходные пропадал в спортивном зале. Родители видели сына толь- баллом. Потом были радост ные поздравления, крепкие рукопожатия, цветы. Арка дий чувствовал себя- безмер но счастливым. Только Мак сима среди его друзей уже не было. У того вся жизнь вращалась вокруг ресторанов, модных пластинок и фирмен ных джинсов. Встретились они случайно, растно заглядывая в глаза чванливых приятелей. Аркадий не выдержал: — Максим! —Он резко повернулся и пошел к другу юности. — Где твоя гор дость?! Кому ты угождаешь, кому прислуживаешь? В общем, состоялся рез кий разговор. Закончил его парень с бородкой, он подо- к Аркадию и Максиму. Пер вый работает начальником монтажного участка. Все Дни у него. расписаны, что назы вается, по минутам. Аркадию приходится иметь дело со сложнейшим оборудованием. И он его в совершенстве знает. В будущем году ду мает , поступать в аспиранту ру. Часами может рассказы- НА ЖИТЕЙСКИХ ПЕРЕКРЕСТКАХ Д В Е Д О Р О Г И ко ранним утром да поздно вечером. Максим часто говорил ро дителям Аркадия: — Зря он учится. Я дип ломов не имею, а зарплата у меня в три раза выше, чем у него. Ваш сын жизни не понимает, надо брать от нее побольше, а он вкалывает, как каторжный. Отец Аркадия, старый кадровый рабочий, замечал: —Пустой ты, Максимка. Таких жизнь не любит. — Да ну! —хохотал Мак сим. — На все надо проще смотреть. Силенка пока есть, а там вндно будет. К сожалению, в семье Максима поддерживали та кие настроения. Здесь забо та о детях проявлялась весь ма своеобразно: лишь 'бы повкуснее накормить, одеть понаряднее, уберечь от труд ностей. Бывая в той и другой семье (жили мы рядом), я видел, что Аркадий ночами засиживается над учебника ми, готовит чертежи, с вдох новением работает над про ектом реконструкции цеха родного завода. На государ ственных экзаменах проект Аркадия оценен был высшим на выпускном вечере в рес торане. Аркадий был в стро гом черном костюме, бело снежной рубашке с темным галстуком, Максим — в им портных джинсах и пестрой куртке. Он не поздравил Арт кадия. Небрежно кивнув ему, пошатываясь, прошел за крайний столик, где его под жидала кампания подвыпив ших юнцов и девиц. Услы шал Аркадий из их уст и клички Дрэг, Скал, Кайт, что означало — подонок, череп, шулер. Изъяснялись ониг на полунепонятном жаргоне. Аркадий поду мал: «Можно перестать быть русским. Но это не значит, что ты сам француз. Можно потерять представле ние о своем национальном достоинстве. Но это не зна^ чит, что взамен приобрел». Возле этого столика верте лось несколько акселератов, которые то и дело театраль но вскидывали руки. Здесь не было у них никаких обя занностей. Они сидели и стояли, «балдели», обсуж дали, что в мире сегодня" и что ожидается завтра, где, через кого достать новейшие диски и фирменную амуни цию для юных подруг. Рас плачивался за всех Максим, как-то униженно и подобост- шел вплотную к Аркадию и насмешливо выдавил: —Сэр, на вас немодная шкура! Не тебе читать про поведи. Посторонись, иначе... Максим, явно угождая своим приятелям, грубо и резко отозвался об Аркадии... С того дня прошло не сколько лет. И вот теперь Максим завел разговор о «счастливой звезде», о пре вратностях судьбы. Мы дол го говорили с ним. Я совето вал Максиму: пройди вечером по улицам города, посмотри на спешащих людей. Парами, группами, в одиночку идут они на занятия в институты, техникумы, школы рабочей молодежи, на различные курсы повышения квалифи кации. Среди студентов и учащихся есть и совсем мо лодые, и убеленные сединой рабочие и служащие. Все они работают и учатся. И всем, разумеется, трудно. А как же иначе? Жизнь идет впе ред, предъявляет все новые требования. И чтобы не от стать, нужно постоянно учить ся. Приведу одну цифру. В ны нешнем году около 40 тысяч жителей нашего , областного центра без отрыва от произ водства учатся. А теперь вернемся вновь вать о творчестве Толстого, Стендаля, Чехова, Маяков ского, наизусть знает многие стихи Пушкина, Есенина, Блока, Евтушенко. Его инте ресуют и живопись, и кино, и музыка, и спорт, и архитек тура. По специальности он инженер-механик. Техниче ской литературы в его до машней библиотеке несколь ко сот томов. К нему часто за советами обращаются кол леги по работе. Никаких «секретов» у него от товари» щей нет. Недавно в одном из технических журналов промелькнуло сообщение об оригинальном изобретении уральского инженера. Как загорелся тогда Аркадий! Сразу же написал письмо в редакцию журнала и попро сил пообстоятельнее расска зать об этом изобретении. Ответ пришел, но удовлетво рить Аркадия он не смог. На писал письмо автору изобре тения. И ответ вскоре при шел. Месяца через два Арка дий выступил с обстоятель ным докладом об изобрете нии инженера перед техни ческими работниками своего завода. Аркадий женат. Дочке пять лет. Правда, общается он с ней мало. Больше утром, когда отводит в детский са дик. Жена поначалу обижа лась, даже предлагала ему уйти с этой должности. Аркадий все уверял: —Подожди немножко, ско ро все настроится . Идут годы, а свободного времени у Аркадия все нет и нет. Новая техника поступать стала, изучать ее надо. Около дома Аркадия всег да забивают «козла». Соби раются старики и совсем мо лодые люди, дым у стола сто ит коромыслом. Нередко хо хот слышится. —А ты почему не игра ешь? — спрашивает жена. — Отдохнул бы. — Тоже нашла мне отдых. В театр сегодня пойдем. Там и отдохнем. Вечером жена начинает собираться в театр, а Арка дий еще что-то чертит, вы считывает, кому-то звонит. Смотрит на него украдкой жена и думает: «А все-таки хороший у меня муж». И еле приметно улыбается. - А как поживает Максим? За двенадцать последних лет он пятнадцать раз менял место работы. Во второй тру довой книжке появился вкладыш. Трижды женился У всех жен осталось по ре бенку. Сейчас опять бе,з семьи. Зарабатывает пока не плохо. Все свободное время проводит в ресторанах. Здесь у него сложился свой круг знакомых, состоящий из лю бителей «красивой жизни». На сердце стал жаловаться. ...Был поздний зимний ве чер. Легкий морозец высушил асфальт, луна тускло освеща-: ла притихшие улицы. По крутой лестнице Петровского спуска поднимались студенты вечернего факультета поли технического института. Они наперебой о чем-то спорили, смеялись. Я сразу вспомнил Аркадия. Как наяву, увидел его волевое лицо, сдержан ную улыбку. Течение мыслей прервало несвязное пение. По заснеженной тропинке, пошатываясь, шел Максим. Он меня не узнал. ' Н. ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz