Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! Го# издания 1-й ЛЕНИНСКОЕ знамя ОРГАН Л И П Е Ц К О Г О ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКО ГО КОМИТЕТОВ КПСС , ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКО ГО СОВЕТОВ ДЕП УТА ТОВ ТРУДЯЩ И ХСЯ № 169 ВТОРНИК 12 ОК ТЯБРЯ 1954 г. С Е Г О Д Н Я В Г Л З Е Т Е : Коммюнике о советско-китайских пере говорах (1 стр.). ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ. И. Баскаков.— Настойчиво повышать боеспособность первичных организаций (2 стр.). Награждение Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ (2 стр.). ПИСЬМ А ЧИ ТА ТЕЛ ЕЙ . И. Чибисов,— На школьные темы. Ф. Касьянов.— На- Улучшить техническое обслуживание трак торных бригад. М . Митрофанова. — На экране — сумерки (2 стр.). НОВЫЕ КНИГИ . Учебник политиче ской экономии (2—3 стр.). И. Оборотов. — Использовать резервы повышения урожайности овощей (3 стр.). чало большой работы (3 стр.). Пребывание Правительственной де легации Советского Союза в Китайской Народной Республике (4 стр.). К пребыванию Правительственной де легации Советского Союза в Германской Демократической Республике (4 стр.). К О М М Ю Н И К Е о с о в е т с к о - к и т а й с к и х п е р е г о в о р а х С 29 сентября по 12 октября в Китае находилась правительственная делегация Советского Союза в составе первого секретаря Центрального Комитета КПСС и члена Президиума Верховного Совета СССР Хрущева Н. С., первого заместителя Председателя Совета Министров СССР Булганина Н. А., заместителя Председателя Совета Министров СССР Микояна А. И., Председателя Всесоюзного Центрального Совета профес сиональных союзов Шверника Н. М., министра культуры СССР Александ рова Г. Ф., главного редактора газеты «Правда» Шепилова Д. Т., секре таря Московского Городского комитета КПСС Фурцевой Е. А., министра промышленности строительных материалов Узбекской ССР Насриддино- вой Я. С., заведующего отделом Ц К КПСС Степанова В. П., посла СССР в Китайской Народной Республике Юдина П. Ф., прибывшая по пригла шению китайского правительства в связи с празднованием пятилетия со дня образования Китайской Народной Республики. Во время пребывания советской делегации в КНР между членами де легации, с одной стороны, и премьером государственного совета и минист ром иностранных дел КНР Чжоу Энь-лаем, заместителями премьера Чэнь Юнем, Пын Дэ-хуаем, Дэн Сяо-пином, Дэн Цзы-хуэем, Ли Фу-чунем, с другой стороны, велись переговоры по вопросам советско-китайских отно шений и международного положения. В переговорах также приняли участие председатель КНР Мао Цзэ- СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ Правительства Союза Советских Социалистических Республик и Правительства Китайской Народной Республики Правительство Союза Советских ^Социалистических Республик и пра вительство Китайской Народной Республики устанавливают наличие пол ного единства взглядов как в области развивающегося всестороннего сотрудничества между обоими государствами, так и по вопросам между народного положения. За истекшие пять лет после исторической победы китайского народа и образования Китайской Народной Республики между Советским Сою зом и Китайской Народной Республикой сложились отношения, основан ные на тесном сотрудничестве в полном соответствии с Договором о друж бе, союзе и взаимной помощи от 14 февраля 1950 года. В основе этого до говора лежит искреннее стремление китайского и советского народов ока зывать друг другу взаимную помощь, содействовать экономическому и культурному прогрессу обеих стран, дальнейшему укреплению и расшире нию братской дружбы между ними и тем самым содействовать упроче нию мира и безопасности на Дальнем Востоке и во всем мире в соответст вии с целями и принципами Объединенных Наций. Опыт показал великую жизненную силу установившегося сотрудниче ства между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой, явля ющегося надежным оплотом мира и безопасности на Дальнем Востоке и важным фактором в деле поддержания всеобщего мира. Правительство Советского Союза и правительство Китайской Народ ной Республики заявляют, что сложившиеся дружественные отношения между СССР и Китаем являются основой дальнейшего тесного сотруд ничества между обоими государствами в соответствии с принципами равноправия, взаимной выгоды, взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности. Оба правительства единодушны в своих стремлениях и впредь прини мать участие во всех международных действиях, направленных на укреп ление мира, и будут консультироваться друг с другом всякий раз, когда будут возникать вопросы, затрагивающие общие интересы Советского Со юза и Китайской Народной Республики, с целью согласования своих дей ствий, направленных на обеспечение безопасности обоих государств, поддержание мира на Дальнем Востоке и во всем мире. Женевское совещание, которое привело к прекращению военных дей ствий в Индо-Китае и открыло возможность для урегулирования положе ния в Индо-Китае в соответствии с законными национальными интересами народов этого района, показало важное значение для дела мира участия в рассмотрении назревших международных проблем всех великих держав, на которых Устав ООН возлагает главную ответственность за поддержа ние международного мира. Оно показало также полную беспочвенность С О В М Е С Т Н А Я Д Е К Л А Р А Ц И Я Правительства Союза Советских Социалистических Республик и Правительства Китайской Народной Республики об отношениях с Японией дун, заместитель председателя КНР Чжу Дэ, секретарь Ц К К П К и пред седатель постоянного комитета Всекитайского Собрания народных пред ставителей Лю Шао-ци. Переговоры проходили в обстановке искренней дружбы и взаимного понимания. Ниже публикуются совместные декларации правительств Советского Союза и Китайской Народной Республики по вопросам советско-китай ских отношений и международного положения и по вопросу об отношени ях с Японией, совместное коммюнике по вопросу о военно-морской базе Порт-Артур, по вопросу о существующих смешанных советско-китайских акционерных обществах, о соглашении относительно научно-технического сотрудничества, о строительстве железной дороги Ланьчжоу — Урумчи — Алма-Ата. Кроме того, были подписаны соглашение о предоставлении прави тельством СССР правительству КНР долгосрочного кредита в сумме 520 миллионов рублей и протокол об оказании правительством СССР по мощи правительству КНР в строительстве дополнительно 15 промышлен ных предприятий и увеличении объема поставок оборудования для 141 предприятия, предусмотренного в ранее подписанном соглашении, общей стоимостью дополнительных поставок оборудования из СССР свыше 400 миллионов рублей. политики руководящих кругов США, препятствующих Китайской Народ ной Республике занять свое законное место в ООН. Такая политика, как и прямые акты агрессии, совершенные Соединен ными Штатами в отношении Китайской Народной Республики, и особенно продолжающаяся оккупация Соединенными Штатами части территории КНР острова Тайвань, а также военная и финансовая поддержка враж дебной китайскому народу клики Чан Кай-ши — несовместимы с задачами поддержания мира на Дальнем Востоке и уменьшения международной напряженности. Оба правительства считают ненормальным такое положение, когда Корея продолжает оставаться разделенной на две части, вопреки естест венным стремлениям корейского народа к национальному воссоединению в единое, миролюбивое, демократическое корейское государство. Призна вая, что одной из важных задач, решение которой имело бы большое зна чение для укрепления мира на Дальнем Востоке, является объединение Кореи, они считают необходимым созыв в ближайшем будущем конфе ренции по корейскому вопросу с широким участием заинтересованных государств. Советский Союз и Китайская Народная Республика решительно осуждают создание агрессивного военного блока в Юго-Восточной Азии, так как в основе этого блока лежат империалистические цели его инициа торов, направленные прежде всего против безопасности и национальной независимости стран Азии, равно как и против интересов мира в районе Азии и Тихого океана. Они считают необходимым заявить, что Советский Союз и Китайская Народная Республика свои отношения со странами Азии и Тихого океана, как и с другими государствами, и впредь будут строить на основе строгого соблюдения принципов взаимного уважения суверенитета и территориаль ной целостности, взаимного ненападения, взаимного невмешательства во внутренние дела, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществова ния, что открывает широкие возможности для развития плодотворного международного сотрудничества. Оба правительства глубоко убеждены в том, что такая политика от вечает коренным интересам всех народов, в том числе народов Азии, безо пасность и благополучие которых могут быть обеспечены только на основе совместных усилий государств в деле защиты мира. Советское правительство и правительство Китайской Народной Рес публики со своей стороны приложат все усилия для того, чтобы содейство вать урегулированию неразрешенных международных проблем, в том чис ле проблем, касающихся Азии. После окончания второй мировой войны Япония, как это было пре дусмотрено Потсдамским соглашением, должна была получить полную национальную независимость, создать свои демократические институты, развивать свою самостоятельную мирную экономику и национальную культуру. Однако Соединенные Штаты Америки, как главная оккупирующая держава в Японии, на которую была возложена основная ответственность за выполнение Потсдамских решений, грубо нарушили эти решения и, попирая интересы японского народа, навязали Японии Сан-Францисский «мирный договор» и другие соглашения, противоречащие указанным со глашениям держав. По истечении 9-ти лет после окончания войны Япония не получила независимости и продолжает оставаться на положении полуоккупирован- ной страны. Ее территория покрыта многочисленными американскими военными базами, созданными в целях, не имеющих ничего общего с за дачей поддержания мира и обеспечения мирного и независимого разви тия Японии. Промышленность и финансы Японии поставлены в зависи мость от американских военных заказов, Япония связана в области своей внешней торговли, что губительно сказывается на ее экономике и глав ным образом на мирных отраслях промышленности. Все это не может не наносить оскорбления национальным чувствам японского народа, создает атмосферу неуверенности у японцев, сковы вает многообразные способности японского народа. Нынешнее положение Японии создает у народов стран Азии и Даль- Учитывая изменение международной обстановки на Дальнем Восто ке в связи с прекращением войны з Корее и восстановлением мира в Индс-Китае, а также принимая во внимание укрепление обороноспособ ности Китайской Народной Республики, правительство Советского Союза и правительстве Китайской Народной Республики, в соответствии с уста новившимися и все более укрепляющимися отношениями дружбы и со трудничества между обоими государствами, договорились о том, что советские воинские части выводятся из совместно используемой военно- морской базы Порт-Артур и сооружения в этом районе безвозмездно передаются правительству Китайской Народной Республики. него Востока законные опасения, что она может быть использована в агрессивных планах, чуждых как интересам японского народа, так и за даче поддержания мира на Дальнем Востоке. Народы Советского Союза и Китайской Народной Республики вы ражают глубокое сочувствие Японии и японскому народу, оказавшемуся в тяжелом положении в результате указанных «договора» и соглашений, продиктованных иностранными интересами. Они верят, что японский на род найдет в себе достаточно сил, чтобы стать на путь освобождения от иностранной зависимости и возрождения своей Родины, на путь установ ления нормальных отношений широкого экономического сотрудничества и культурных связей с другими государствами, и в первую очередь со своими соседями. Правительства Советского Союза и Китайской Народной Республики в своей политике в отношении Японии исходят из принципа мирного со существования государств независимо от их общественного строя, будучи уверены в том, что это отвечает жизненным интересам всех народов. Они стоят за развитие широких торговых отношений с Японией на взаимно выгодных условиях, за установление с ней тесных культурных связей. Они выражают также готовность предпринять шаги с целью норма лизации своих отношений с Японией и заявляют, что Япония встретит полную поддержку в своем стремлении к установлению политических и экономических отношений с СССР и с КНР, равно как встретят полную поддержку всякие шаги с ее стороны, направленные на обеспечение усло вий для ее мирного и независимого развития. Проведение мероприятий, связанных с выводом советских воинских частей и передачей сооружений в районе военно-морской базы Порт-Артур правительству Китайской Народной Республики, обе стороны договори лись возложить на Советско-Китайскую объединенную военную комис сию в Порт-Артуре, образованную в соответствии с соглашением от 14 февраля 1950 года. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР в районе военно-морской базы Порт-Артур будут завершены к 31 мая 1955 года. СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОММЮНИКЕ о передаче Китайской Народной Республике советской доли участия в смешанных обществах В 1950 и 1951 гг. по соглашению между советским правительством и китайским правительством были созданы на паритетных началах четыре смешанных советско-китайских общества: Общество по добыче цветных и редких металлов в Синьцзянской про винции Китайской Народной Республики, Общество по добыче и переработке нефти в Синьцзянской провинции Китайской Народной Республики, Общество по строительству и ремонту судов в г. Дальнем и Общество для организации и эксплуатации гражданских воздушных линий. Это было время, когда перед молодой Китайской Народной Республи кой стояли задачи восстановления народного хозяйства. Образование со ветско-китайских обществ дало возможность наладить в короткие сроки работу предприятий, вошедших в состав этих обществ, существенно расши рить их производственную мощность и поднять общий технический уро вень, используя передовой советский опыт хозяйственного строительства. Тем самым смешанные общества сыграли свою положительную роль и внесли определенный вклад в дело восстановления и развития китайской экономики. Ныне, когда Китайская Народная Республика, восстановив свое хо зяйство, успешно выполняет первый пятилетний план, китайские хозяйст венные организации накопили необходимый опыт и могут сами управлять деятельностью предприятий, входящих в смешанные общества, правитель ства Советского Союза и Китайской Народной Республики пришли к со глашению о том, что советская доля участия в смешанных советско-китай ских обществах будет полностью передана Китайской Народной Респуб лике с 1 января 1955 года. Стоимость этой доли будет возмещена в течение ряда лет поставками в Советский Союз товаров, являющихся предметом обычного экспорта из Китайской Народной Республики. Таким образом предприятия, входящие в настоящее время в смешан ные советско-китайские общества, станут полностью государственными предприятиями Китайской Народной Республики. Оба правительства единодушно считают, что это их решение соответ ствует установившимся между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой отношениям дружбы и будет способствовать дальнейшему укреплению экономического сотрудничества на основе равенства, взаим ной помощи и уважения интересов друг друга. СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОММЮНИКЕ о подписании Соглашения о научно-техническом сотрудничестве В Москве и в Пекине состоялись переговоры между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Китай ской Народной Республики о Советско-Китайском научно-техническом сотрудничестве. Переговоры, происходившие в атмосфере дружбы и сер дечности, закончились подписанием 12 октября в Пекине Соглашения о научно-техническом сотрудничестве между Союзом ССР и Китайской На родной Республикой. По уполномочию правительства Союза ССР согла шение подписано Заместителем Председателя Совета Министров СССР тов. А. И. Микояном, по уполномочию правительства Китайской Народной Республики — Заместителем Премьера Государственного совета Китай ской Народной Республики тов. Ли Фу-чунем. В соответствии с соглашением правительство Союза Советских Соци алистических Республик и правительство Китайской Народной Республи ки договорились об осуществлении научно-технического сотрудничества между обеими странами путем обмена опытом во всех отраслях народно го хозяйства. Обе стороны будут передавать друг другу техническую документа цию, обмениваться соответствующей информацией, а также командиро вать специалистов для оказания технической помощи и ознакомления с достижениями обеих стран в научно-технической области. Передача технической документации будет производиться сторонами безвозмездно с оплатой лишь фактических расходов, связанных с изготов лением копий документов. Для разработки мероприятий по осуществлению сотрудничества и представления обоим правительствам соответствующих рекомендаций об разована Советско-Китайская комиссия, в состав которой назначено по семи членов от СССР и от КНР. Сессии Комиссии будут созываться не менее двух раз в год поочередно в Москве и Пекине. Соглашение подписано сроком на пять лет. Если ни одна из сторон не заявит за год до истечения указанного срока о своем желании прекра тить действие соглашения, то оно останется в силе на последующие пять лет. Заключение советско-китайского соглашения о научно-техническом сотрудничестве является новым важным вкладом в дело дальнейшего укрепления сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой в интересах обеих стран, равно как и в интересах укрепления мира. СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОММЮНИКЕ о строительстве железной дороги Ланьчжоу — Урумчи — Алма-Ата и организации прямого сообщения В целях укрепления взаимных экономических и культурных связей Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Прави тельство Китайской Народной Республики согласились о том, что обе сто роны в ближайшее время начнут строительство железной дороги от Лань чжоу через Урумчи —- на китайской территории до Алма-Ата — на совет ской территории. Строительство этой железной дороги на территории Китая берет на себя китайское правительство, строительство на'террито рии Советского Союза берет на себя Советское Правительство. При строи тельстве указанной железной дороги на территории Китая Советское Пра вительство окажет всестороннюю техническую помощь китайскому прави тельству. Строительство участка этой железной дороги от Ланьчжоу до Юймыня на территории Китая уже начато в 1953 году. СОВМЕСТНОЕ К ОММЮН И К Е правительств Союза Советских Социалистических Республик, Китайской Народной Республики и Монгольской Народной Республики о строительстве железной дороги от Цзинина до Улан-Батора и организации прямого сообщения Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Ки тайской Народной Республики и Монгольской Народной Республики, в целях укрепления экономических и культурных связей между ними, за ключили 15 сентября 1952 года Соглашение о строительстве железной дороги от Цзинина — на территории Китайской Народной Республики до Улан-Батора — на территории Монгольской Народной Республики. Ука занная железная дорога будет соединена с железной дорогой, идущей от Улан-Батора до советской территории. Строительство железной дороги от Цзинина через Эрлянь до границы Китая берет на себя правительство Китайской Народной Республики, строительство железной дороги от Улан-Батора, через Дзамын-Удэ до границы Монгольской Народной Рес публики берут на себя правительство Союза Советских Социалистиче ских Республик и правительство Монгольской Народной Республики. Три договаривающиеся правительства согласились полностью закончит*' строительство и соединение указанной железной дороги и организовать прямое сообщение в 1955 году^ СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОММЮНИКЕ о выводе советских воинских частей из совместно используемой китайской военно-морской базы Порт-Артур и о переходе этой базы в полное распоряжение Китайской Народной Республики
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz